Что такое франчайзинг? Ответ простыми словами.

Многие начинающие и действующие предприниматели ассоциируют франчайзинг с бизнесом, и это верно. Однако стоит точно знать, что такое франчайзинг. В конце концов, это способ организации собственного бизнеса.
Собственный бизнес, пусть даже по франшизе и под чужой вывеской – это способ заработать деньги. И самое главное: риск неудачи при ведении бизнеса по франшизе гораздо ниже, чем создание его с ноля.
Когда мы слышим фразу “франчайзинговая сеть”, многие ассоциируют ее с ресторанами быстрого питания, такими как McDonald’s. Хотя это известные игрок, гигант рынка франчайзинга, в действительности существует гораздо больше активных франчайзинговых брендов.
Когда вы покупаете франшизу, вы запускаете свой бизнес, но под флагом франчайзера. Известный бренд гарантирует большее количество клиентов и тем самым снижает риск банкротства. При принятии решения о сотрудничестве на основе франшизы обе стороны подписывают соглашение о взаимных правах и обязанностях. Основным обязательством франчайзера является предоставление лицензии на торговую марку и предоставление знаний о том, как вести бизнес, а также поддержка партнера на протяжении всего срока действия соглашения. Основным обязательством франчайзи является соблюдение стандартов ведения бизнеса, общих для всей сети, и уплата франчайзинговых взносов.
Термины франчайзинга:
- Франчайзинг – это возможность открыть свой собственный бизнес, но под вывеской известной компании
- Франшиза – это право на использование товарного знака на определенных условиях
- Франчайзер является владельцем (арендодателем) товарного знака (торговой марки)
- Франчайзи является пользователем (арендатором) торговой марки на основании договора франчайзинга
- Роялти – это арендная плата за использование товарного знака (торговой марки) в рамках франчайзингового соглашения
- Паушальный взнос – это единовременная плата за вступление в сеть
Франчайзинг – это не просто продажа права на использование логотипа или торговой марки сети – это целая система ведения бизнеса. Слово “система” является ключом к пониманию принципов франчайзингового бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на то, что владелец бизнес-концепции (франчайзер) окажет ему систематическую и постоянную поддержку: обучение и переподготовку персонала, различные инструменты, помогающие вести бизнес, передачу ноу-хау. За эту поддержку франчайзи платит франчайзеру первоначальный паушальный взнос – плату за предоставление франшизы – и затем выплачивает определенный процент от своего оборота или регулярную периодическую плату (роялти) в течение всего срока действия соглашения. Часто франчайзеры также назначают плату за рекламу. Эти деньги используются на благо всей сети: на маркетинговые исследования, разработку новых продуктов и рекламные кампании.
Основные правила сотрудничества во франчайзинге:
- Франчайзер является владельцем торговой марки.
- У франчайзера есть проверенная бизнес-идея.
- Франчайзи управляет торговой точкой под вывеской франчайзера как независимый предприниматель: его доход – это прибыль от бизнеса.
- Франчайзи владеет недвижимостью, на которой расположена торговая точка/услуга.Франчайзер предоставляет франчайзи знания о том, как вести бизнес (ноу-хау).
- Франчайзи платит паушальный взнос (единовременный в начале сотрудничества), а также осуществляет периодические платежи за использование ноу-хау (непосредственно в виде гонораров или в виде наценок на товары, которые приобретаются у франчайзера).
- Франчайзи часто не может самостоятельно определять цены на товары и услуги в своих торговых точках.
- Как правило, франчайзи имеет возможность самостоятельно развивать ассортимент продукции в рамках, установленных франчайзером.
- Правила сотрудничества между франчайзером и франчайзи регулируются договором коммерческой концессии (франчайзинга), а деловые инструкции франчайзера содержатся в руководстве по франчайзингу.
Доходы предприятий, работающих по лицензии франчайзинга, достигают в развитых странах до двадцати процентов ВВП в год. Каждый день мы пользуемся услугами франчайзинговых компаний и покупаем товары во франчайзинговых магазинах, даже не замечая этого. В России на 2021 год насчитывалось предложений с более чем 2700 франчайзинговых систем, предлагающих присоединиться к сети, вложив от нескольких тысяч долларов (уличные точки питания, вендинг и т.д.) до нескольких миллионов долларов (АЗС, гипермаркеты). С $5 000 вы уже можете начать свой собственный бизнес!
Франчайзинг – это проверенный метод ведения бизнеса, успешно применяемый во многих отраслях тысячами предпринимателей по всему миру. Он позволяет вам вести собственный бизнес под брендом успешного франчайзера. Но (обратите внимание!) – где есть свобода, там должна быть и ответственность. В рамках франчайзинга ответственность франчайзи заключается в соблюдении правил и стандартов, действующих во всей франчайзинговой сети. Франчайзер является владельцем торговой марки и поэтому имеет право требовать соблюдения ее принципов. В заключение: для кого франчайзинг является хорошим решением, а для кого – нет? Люди, которые не любят подчиняться навязанным извне процедурам, нашли рыночную нишу, имеют достаточно собственных средств для бизнеса и уже приобрели опыт в той отрасли, в которой собираются работать, решают организовать свой бизнес самостоятельно. Хорошо, если у вас есть деловые контакты. Другим стоит воспользоваться возможностью спрятаться под зонтиком известного франчайзингового бренда, что даст им шанс на быстрый рост с самого начала. И если вы твёрдо для себя решили открыть бизнес с помощью франчайзинга, советуем ознакомиться с нашей статьёй “Как открыть бизнес по франшизе. 10 простых шагов!”, которая поможет вам подробно разобраться во всех нюансах и сделать правильный выбор.
Ответы